Подходы к обеспечению энергобезопасности Украины находятся в фазе пересмотра правительством. Противостояние с Россией своей известной остротой только подстегивает этот процесс.
В первую очередь, новая власть намерена кардинально усилить работу по переходу с природного газа на электроэнергию, прежде всего — на селе. Резервы к такой перемене неплохи: не менее половины дешевой электроэнергии в Украине в ее лучшие годы производили отечественные атомщики. Увы, за последние годы этот показатель упал до 47%.
В этой связи Минэнерго решило пересмотреть Энергетическую стратегию Украины на период до 2030 года, и в числе основного — с целью придания нашей ядерной энергетике приоритетного статуса развития. Многие в коридорах власти сегодня ратуют за это, ссылаясь на вдохновляющий пример Франции, где более трех четвертей электроэнергии вырабатывается на АЭС.
При реальном повышении запроса страны на электроэнергию «Энергоатом» рассчитывает, в первую очередь, на снижение диспетчерских ограничений на производство атомной энергии: именно из-за них мощности наших АЭС испытывают простой. Ясно, что при этом и доход самой компании пойдет вверх, что станет здоровой предпосылкой к наращиванию ядерных мощностей.
Для всех в государстве такая перспектива поистине радостна: ведь если столь высокотехнологическая и наукоемкая отрасль, как атомная энергетика, начнет развиваться, это повлечет и прогресс прямо связанных с ней отраслей: энергетического машиностроения, приборостроения, научно-технического сектора.
11 марта с.г. года министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан сделал первый шаг в этом направлении, издав приказ №238 «О неотложных мерах по стабилизации финансового состояния отрасли и предотвращению коррупции». Документ помог улучшению финансового состояния госпредприятий, в последнее время превратившихся из прибыльных в убыточные. Это, в числе иных, касается и ведущего оператора отечественных АЭС — НАЭК «Энергоатом».
В I полугодии текущего года НКРЭ дважды подняла тариф на энергию, вырабатываемую «Энергоатомом», увеличив его почти на треть в сравнении с тарифной планкой начала года. 15 мая Верховная Рада приняла законы, ратифицирующие гарантийное соглашение Украины, ЕБРР и «Евроатома» о предоставлении кредитов для повышения безопасности украинских АЭС в сумме на 600 млн евро. Печально, но эти документы целый год дожидались ратификации с момента своего подписания.
Таким образом, в этом году впервые за ряд последних лет «Энергоатом» получил в свои руки серьезные денежные ресурсы для воплощения Комплексной (сводной) программы повышения безопасности наших АЭС и реализации мер по продлению срока эксплуатации их энергоблоков.
В приказе Министерства от 11 марта с.г. есть также и поручение внести изменения в закон Украины «Об основах функционирования рынка электроэнергетики Украины», принятый правительством Азарова, планировавшего удерживать низкие цены на электроэнергию для населения посредством двух госкомпаний — «Энергоатома» и «Укргидроэнерго». Согласно ст. 25 «О Фонде выравнивания стоимостного дисбаланса» данного закона, только они должны были наполнять Фонд и оплачивать мероприятия по «покращенню» энергоснабжения державы; частные же энергокомпании, действующие в тепловом секторе и секторе ВИЭ, от этой повинности освобождались вчистую.
Последствия такой политики для этих крупнейших госкомпаний могли быть погибельными; да, видимо, кто-то и крупно рассчитывал на это, чтобы обанкротить их и продать по бросовым ценам частных лицам. Тарифы для населения непременно бы возросли, но на сей раз все доходы пошли бы в карманы отдельных персон, вхожих в круг приближенных Семьи.
Сегодня — картина совсем иная. Изменения в данный закон готовятся на основе народного интереса и предложений Всемирного банка и ЕЭС, что позволит не допустить дискриминацию госструктур энергогенерации. Спустя два года с момента принятия обрел, наконец, черты реальности проект строительства централизованного хранилища отработанного ядерного топлива для трех наших АЭС: для его реализации уже выделен участок территории в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС.
Процесс определенно сдвинулся с мертвой точки. На очереди теперь — вопрос корпоратизации НАЭК «Энергоатом». С целью строительства новых энергоблоков уже изучается вопрос привлечения стратегического инвестора — понятное дело, не из РФ.
Страна сегодня — в ожидании кардинальных перемен в ядерном энергосекторе, а значит — и в энергетике в целом. Хватит ли у нашего правительства политической воли и компетентности для их совершения? Ближайшее будущее даст нам ответ на этот вопрос.
Каталог товаров